Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

17 января 2015 г.

Удомельский край на картинах Левитана

(Использован сайт "Мой Чехов" 
и статья "А.П.Чехов и И.И. Левитан в Удомле" Д. Подушкова)

Впервые на Удомельские озера Левитан приехал в 1893 году. В поездке его сопровождали художница Софья Петровна Кувшинникова и художник А.С. Степанов. Левитан с Кувшинниковой остановились в усадьбе помещиков Ушаковых «Островно» на берегу одноимённого небольшого озера, которое и дало название усадьбе.
Весна. Белая сирень
«Старинный дом Ушаковых в стиле ампир, с зеленовато-голубыми от древности стёклами в окнах и широкой лестницей, спускающейся несколькими маршами и площадками балкона в сад, весь утопал в сирени. Ею была заполнена большая часть имения и она была почти ровесница старому дому» (В.К. Бялыницкий-Бируля). Этот дом снаружи изображён на картине Левитана «Весна. Белая сирень».
Ушаковы радушно приняли Левитана и Кувшинникову, снявших две комнаты на втором этаже дома с видом на озеро: «Комнаты в доме были очень светлые, белые, без обоев, окна одной комнаты выходили на запад, откуда Левитан мог наблюдать закат солнца, а другая с балконом и чудесным видом на озеро. В этой комнате стоял старинный клавесин. Вот с этого-то балкона и вела маршами лестница в сказочно красивый сиреневый сад» (В.К. Бялыницкий-Бируля).
На озере

Над вечным покоем
В шести километрах к востоку от озера Островно расположено большое озеро Удомля, где находилась усадьба «Гарусово» дворян Аракчеевых, дальних родственников графа А.А. Аракчеева. Левитан с Кувшинниковой часто приезжали на Удомлю, и Аракчеевы предоставляли им для отдыха мансарду второго этажа. Берег озера в районе Гарусова изображен на картине Левитана «На озере» (1893).

Результатом пребывания Левитана в Удомельском краю в 1893 году стала картина «Над вечным покоем» (1894), написанная по этюдам, сделанным на озёрах Островно и Удомля. «Картину «Над вечным покоем», — вспоминала Кувшинникова, — Левитан написал … в лето, проведённое под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом» В.К. Бялыницкий-Бируля уточнял версию: «Часто с красками и этюдником он приходил на берег Островенского озера, вблизи которого, на бугре, стояла старенькая деревянная церковь, наполовину вросшая в землю. Около церкви, ближе к озеру, было забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты покосились, покрылись зелёным мхом... Пейзаж (оз. Удомли) был дополнен наблюдённым на Островенском озере мотивом церкви и кладбища». Среди этюдов, сделанных Левитаном в 1893 году в Удомле, есть пастель «Забытые», на которой изображено кладбище на косогоре с покосившимися крестами.
Можно с высокой долей уверенности утверждать, что композиция картины «Над вечным покоем» взята Левитаном в селе Островно: усадьба Ушаковых как верхняя точка наблюдения зрителя, деревянная церковь с кладбищем на фоне озера и характерное для средней полосы низкое небо. А огромное водное пространство, общие контуры береговой линии озера, опять же высокая точка наблюдения зрителя, далёкая линия горизонта, некоторые элементы композиции увидены на озере Удомля. На озере ряд островов, ближайший — Аржаник был безлесым, пахотным. Его очертания в целом совпадают с островом на картине Левитана.
Осенний пейзаж с церковью
Островенская церковь изображена на картине Левитана «Осенний пейзаж с церковью» (1890-е).
Озеро Островно
А в гостиной усадьбы А.П. Чехова в Мелихово висит картина  Левитана «Озеро Островно» (1895), на которой изображено село и церковь через озеро с юга.
Букет васильков
Летний сезон 1894 года также оказался очень плодотворным для Левитана. В это время он поселился в усадьбе Турчаниновых «Горка». Художник много работает пастелью: «Букет васильков», подаренный Варваре Турчаниновой (подпись на рисунке: «Сердечному, чудному человеку В.И. Турчаниновой – на добрую память. И. Левитан. 1894»), «Осень. Усадьба», пастели с изображением осеннего леса и др. 
Осень. Усадьба
Исследователь творчества Левитана Е.В. Кончин, изучив каталоги выставок художника, обратил внимание ещё на такой факт. В творческой биографии Левитана был, оказывается, единственный период, когда он писал и рисовал цветы – 1894-1895 годы (только два года!), время пребывания художника в «Горке». Картины и рисунки были сделаны им и подарены всем женщинам Турчаниновым. Кончин называет следующие работы художника: «Розы» (подарок А.Н. Турчаниновой, сегодня хранится в музее И.И. Левитана г. Плёс Костромской области), «Розы» (17 сентября 1894 г., посвящена С.И. Турчаниновой), «Астры» (17 сентября 1894 г., посвящена С.И. Турчаниновой), «Букет васильков» (1894 г., посвящены В.И. Турчаниновой), «Терраса в сирени» («Весна. Белая сирень»), «Цветы». В этот же ряд нельзя не добавить картину «Ненюфары» (1895 г., цветущие лилии). Кончин называет ещё ряд картин и этюдов написанных в «Горке»: «Солнечный день», «Осенний этюд» («Осень. Река»), «Зима».
Розы

Розы

Ненюфары

Осень. Река
1895 году Левитан приехал в «Горку» в середине марта. За несколько сеансов он пишет с дома Турчаниновых картину «Март», ставшую, по утверждению искусствоведов, предтечей пейзажа XX века. Об этом есть прямое свидетельство Анны Ивановны Турчаниновой: «Март» писался при мне!»

Март
И в разгар осени Левитан на р. Съеже в полукилометре от усадьбы пишет одну из самых хрестоматийных русских картин, картин обобщений — «Золотую осень».
Золотая осень

2 комментария:

  1. Источник не сайт Мой Чехов, а конкретный автор-Д.Л. Подушков, чей текст вы полностью скопировали

    ОтветитьУдалить