Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

22 января 2015 г.

Николо-Стан

Храм Иоанна Богослова в Троице, о котором я уже рассказала на страницах этого блога, был не единственной церковью на берегах озера Удомля. Вплоть до 1937 года в полутора километрах от него, у села Стан, находилась ещё одна каменная церковь, к которой относился приход – Николо-Станский, или Удомельско-Николаевский.
Так почему же раньше - ни в детстве, ни в юности - я ничего не слышала об этой церкви? Почему моя бабушка, почти всю жизнь прожившая в Вакарино и не пропустившая ни одну воскресную службу в Иоанно-Богословском храме, никогда не рассказывала мне о существовании Николо-Станской церкви? И никто из моих родных не упоминал о ней. Как будто её никогда и не было…

А между тем, согласно «Сборнику статистических сведений о Вышневолоцком уезде» за 1886 г., жители деревни Вакарино, а также соседней деревни Ряд были причислены тогда к Николо-Станскому приходу.
И это означает для меня, что жизнь всех мои вакаринских предков была связана именно с Николо-Станской церковью, и покоятся они все где-то там, на кладбище неподалёку от села Стан, на берегу реки Съежи.
…Когда начинаешь изучать далёкое прошлое своих родных мест, тебя охватывает чувство благоговейного изумления: какая же древняя земля наша и с каких незапамятных времён жили люди на берегах озёр наших! В книге Леонида Иванова «Край любимый» я нашла такую легенду:
«От своей бабушки Марьи, да и от других стариков слышал я такой рассказ: орды хана Батыя, двинувшиеся на Русь, докатились и до наших мест. Главный бой был дан неподалеку от Бежецка… Одержав победу, батыевцы двинулись на Новгород, но, дойдя до озера Удомля, остановились. Дело было зимой, а впереди леса и непроходимые болота, корму для лошадей нет. Постояла тут орда немного и повернула к югу – в сторону Вышнего Волочка, Торжка.  И вот там, где остановились батыевцы, на пожертвования населения и его силами была построена церковь, названная Николо-Стан. Стан - остановка неприятеля-нехристя» (Л. Иванов «Край любимый». -1974г.).
Но это легенда. А вот выписка из Писцовой книги Бежецкой пятины от 1582-1583 гг.:
«Погост на озере на Удомле. А на погосте церковь Никола Чудотворец, да придел Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (К.А. Неволин «О пятинах и погостах Новгородских в
XVI
веке»).
Погост располагался там, где река Съежа вытекает из озера Удомля… Позже этот погост стал называться Никольско-Удомельским, а село при нём – Николо-Станом (из книги Н.Архангельского «История Удомельского района»).
Где стояла эта старинная церковь, сейчас сказать невозможно, - нет в старинных записях никаких привязок к местности (см. P.S.). Уверенно можно говорить лишь о том, что в 1859 году в селе Николо-Стан было две церкви («Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.»)
А к 1900 году в селе были: деревянная Христорождественская церковь, 1730 года постройки, и каменная Богоявленская церковь 1872 г. с престолами Богоявления Господне, Великомученика Пантелеймона, Св. Николая, Преподобного Сергия Радонежского (из табл. № 44 книги Н.Архангельского «История Удомельского района»).
Христорождественская церковь сгорела еще в начале ХХ в., но её внешний облик, к счастью, мы можем увидеть и сегодня на картине художника В.К. Бялыницкого-Бируля «В конце зимы» (в 2017 году найдена фотография церкви).
В. Бялыницкий-Бируля "В конце зимы"
В начале ХХ века погост назывался Удомельско-Николаевским,  в приходе было 20 деревень, включающих 2 744 прихожан: Стан, Выгон, Акулово, Васильево, Ряд, Ванюнькино, Заречье, Щебарино, Лунино, Порожки, Мошная Горка, Медведково, Сатина Горка, Сухарево, Вакарино, Стеницкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Гора , Ямны («Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год»). Вот они на карте Менде середины XIX века:
В Богоявленской церкви в 1915 году служили: священник Дмитрий Петропавловский, дьякон Георгий Худяков, псаломщик Иван Климин.
Сейчас мы не знаем, как выглядела Богоявленская церковь – на сегодняшний день не найдено ни одной её фотографии… (в 2015 году найдено ее изображение)
Судьба её оказалась печальной. В 30-е годы ХХ в. ей пришлось разделить судьбу огромного количества православных храмов нашей страны: здание было снесено, а материал использован для строительства второго этажа средней школы в Удомле.
Постановление о закрытии церкви в селе Николо-Стан принял Президиум Калининского облисполкома в 1936 году. Но осуществить это решение оказалось не так-то просто: верующие люди, прихожане храма, не захотели мириться с уничтожением святыни, они боролись за свой храм, как могли.
Из материалов Дела о закрытии храма в с. Николо-Стан:
1. «От церковного совета Николо-Станской общины Юрьево-Горского сельского совета Удомельского района во ВЦИК.
До верующих нашей общины дошли сведения, что в Калининском облисполкоме состоялось постановление о закрытии церкви нашей общины. Это известие произвело на верующих удручающее впечатление, никто из верующих не хочет верить, что постановление Калининского облисполкома, как грубо нарушающее 124 статью основных законов СССР, будет утверждено Центральной властью.
По мнению членов общины, постановление (Л. 5. Об.) облисполкома о закрытии нашей церкви возможно объяснить только тем, что местной районной властью были представлены в облисполком какие-либо сведения не соответствующие действительности.
Ввиду изложенного верующие общины, которых по последней регистрации в общине числится 879 человек, … поручили церковному совету вновь обратиться к Центральной власти с просьбою, что бы Николо-Станский храм остался за общиной верующих.
Исполняя вышеизложенное поручение, Церковный совет со своей стороны так же просит Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет оставить Николо-Станский храм, как общественное здание, необходимое для осуществления религиозных потребностей верующих в распоряжение общины.
1937 г. апреля 12 дня. Члены церковного Совета: Григорий Алексеев, Архипова Параскева, Александра Архипова, Александр Марков…»
2.« 3 марта 1937 г. Во ВЦИК Калининской области Удомельского района деревни Ряда колхозниц заявление.
 У нас в Удомле решили построить образцовую школу и на постройку её наметили на материал разрушить нашу Николо-Станскую церковь; но чтобы её взять, нужно добровольное согласие нас, верующих. Наш колхоз д. Ряда самый большой из общины, около 150 домохозяев. Вот с нашего колхоза учителя и начали. Первый раз приехали и сделали собрание, предложили нам добровольно отдать церковь нашу на постройку школы, ложно уверяя нас, что все прочие колхозы уже подписались; но мы категорически сказали, что церковь построена на наши тряпки (так!) и она нам нужна и мы не отдадим её. Потом учителя приехали и ходили по домам и спрашивали, нужна ли школа не упоминая о церкви; конечно, многие, у кого есть дети, говорили, что нужна и подписывались. … школьников заставляли подписываться, но один из молодых людей вошёл к ним и указал на незаконные их действия, что малолетние не могут решать религиозных вопросов. Не прошло и нескольких дней, опять приехали и созвали одних мужчин, но вместе с мужьями пришли и мы женщины; нас стали гнать, сказав, что мы вас не звали, уходите!, а мы на это ответили, что мы женщины такие же равноправные не уйдём пока вы не уйдёте…
Колхозника Ивана Клевцова вызвали в контору и велели ему подписаться к ведомости, а когда он подписался, над ним стали смеяться, что он подписался к зыкрытию церкви; он стал протестовать и просил его вычеркнуть. Колхознику Григорию Петрову Кириллову сказали, что ему не хватает хлеба, так можно будет дать хлеба и денег, если он подпишется к закрытию церкви. Когда колхозники спускались в возку, совсем собрались в отправку, предколхоза Матросов вызвал их и предложил им подписаться к закрытию церкви. Многие из них, опасаясь, что иначе их не пустят на заработки, подписались.
…Но мы, женщины, считаем, что таковые их действия являются и насилием и обманом, противозаконными к ст. 124 Сталинской Конституции и просим эти их подписи считать недействительными. Не надеясь получить защиты наших прав от местной власти, так как всё это происходит, очевидно, с её ведома, мы непосредственно обратились во ВЦИК и просим сделать надлежащее распоряжение о прекращении насилия над нами и нашими мужьями, не только нашего колхоза, но и всех колхозов нашей общины и оставить Николо-Станскую церковь в нашем пользовании.
К сему и подписуемся. Березина Афимья, Петрова А., Петрова Над., Желенкова К., Горбунова Н. за Горбунова А, Степанова В. и другие. На 29 и 30 листах» (из ГАРФ, Р-5263, Оп. 1, Д. 838 О закрытии церкви в с. Николо-Стан Удомельского района. 1936-1937 гг.).
Однако все эти попытки спасти церковь оказались безуспешными… Церковь была разрушена, школа построена.
Удомельская школа, 1962 г.
Но какое большое уважение вызвала у меня смелость этих людей, их активная жизненная позиция! Конечно, они были наивны, полагая, что виновником их бед были местные власти, и возлагали надежды на «Центральную власть». С сожалением можно предположить, что впоследствии им пришлось поплатиться за это. А может быть, их участь стала уроком для других, заставила людей молчать об этой истории закрытия церкви, а надёжней всего – забыть вообще о её существовании?…
Может быть, именно поэтому никогда не упоминала моя бабушка о церкви в селе Николо-Стан и поэтому я о ней ничего не знала…
В этом году (2014 г.) мне довелось побывать в родных местах – в Удомле и на берегу любимого озера. И, конечно же, я не могла не посетить то место, где когда-то стояла Богоявленская церковь, и кладбище, где покоятся мои предки.

…У истока Съежи, на правом берегу, напротив деревни Стан, находится роща. В этой роще, среди деревьев уже не найти следов старинных могил – их скрыло время.
Но там есть другой памятник – руины – остатки фундамента уничтоженной церкви, как напоминание о нашем прошлом, о вере и безверии, о надеждах и заблуждениях, и о том, что никогда не поздно оглянуться назад…

Использован материал сайта http://of.putnik.ru
Благодарю Д.Ивлева за материал о закрытии церкви в с. Николо-Стан Удомельского района.

P.S. Фотоотчет о посещении кладбища в декабре 2014 года смотрите ЗДЕСЬ.
PP.S. Подробное исследование истории погоста Николо-Стан провел краевед Денис Ивлев. В 2020 году результаты его работы были опубликованы в альманахе "Тверской край". Прочитать и скачать сборник "История Николаевского Удомельского погоста" можно ЗДЕСЬ.
В 2020 году благодаря архивным изысканиям, выяснилось, что церковь Богоявления была построена не там, где стояла церковь Николая Чудотворца. Чтобы разобраться в этом, читайте статью "Удомельский Никольский погост. Где стояла церковь?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий